Самое интересное от Яна Арта

Кому он нужен, этот планктон…

A A= A+ 24.12.2015
Выступая на конференциях, давая комментарии и читая лекции, автор этих строк натурально поругивал государственную политику на финансовом рынке, сетовал на жесткое и недружелюбное регулирование и вмешательство государства, которое очень часто ведет себя в финансовой индустрии, как слон в посудной лавке.

Это объяснимо — во-первых, работа такая; во-вторых, российское казенное управление дает с избытком поводов для критики.

Но (тут записные критики власти должны с презрением отвернуться) за последнее десятилетие той же самой неуклюжей и недружелюбной властью были созданы как минимум три механизма, нацеленные не на то, чтобы отбирать и запрещать, а на то, чтобы помогать и поддерживать. Появились три кита, на которых держался российский банковский рынок.

Первый — система страхования вкладов (АСВ). Второй — АИЖК. Третий — МСП-банк.

Благодаря первому «киту» вернулась вера россиян в личные накопления, как минимум в условиях, когда инфляция была недвузначной. И хотя крупные банки сетуют, что своими страховками покрывают малые, на самом деле доверие к депозитам не ранжируется по банкам. Тут как в сексе: размер не главное. Оно либо есть, либо нет. Благодаря АСВ оно есть.

Второй «кит» позволил превратить ипотеку из «эксклюзива» в массовый продукт. В отличие от всевозможных «программ», генезис которых восходит еще к советским временам (все эти МЖК, «Молодая семья», «Старая калоша» и проч. и проч.— много шума из ничего), с тех пор как заработал ресурс АИЖК, включился масштабный ресурс для российской ипотеки. Она стала реальной, появилась в каждом втором доме и по ставкам, которые в отечественных реалиях можно обозначить как «тяжко, но можно».

Третий «кит», самый молодой,— по сути реплей опыта АИЖК в части малого и среднего бизнеса. Поддержка оного — любимый рефрен властей с времен Очакова и покоренья Крыма. Не нынешнего покоренья, а еще того, предыдущего. Что только не создавалось на всевозможных уровнях — от федерального до регионального, от городского до поселкового. Фонды, центры, агентства, комитеты, комиссии. Тут гранты, там — субсидии, здесь — инновационные фонды для поддержки особо одаренных и (или) особо блатных. Тут — раздавали, здесь — заседали, там — пилили. Конференций, презентаций и круглых столов на тему поддержки предпринимательства за последнюю четверть века провели больше, чем потеряно скальпов за время покорения Среднего Запада. А всего-то и надо было — создать источник фондирования для банков, кредитующих малый бизнес.

Так или иначе, эти три кита худо-бедно поддерживали российский банкинг. Куда-то вместе с ним плыли. И приплыли.

Первого «кита» выбросило на мель. Он еще функционирует и свою миссию выполняет. Но последнее время звучит мрачным рефреном тема «Денег не хватит». Банки закрываются с такой скоростью, что никакое страхование вкладов за ней не угонится. Значит, надо что-то подкрутить в системе… Такая логика уже имела место: когда «вдруг» поняли, что алгоритм пенсионной системы неверен. Начали с разговоров, что «надо подкрутить». Закончили — заморозкой пенсий. Прямо по классику: «Спорят, спорят. Чё тут спорить — взять все и поделить» (в означенном случае — отобрать).

Второго «кита» уже год не видно и не слышно. Его реформируют. Не берусь судить, насколько это оправданно. Знаю только одну обывательскую истину: если реформируют то, что работало, значит работать не будет. Или будет, но уже не так.

Третьего «кита» загарпунили совсем недавно. Создается большая-пребольшая государственная корпорация по всеобъемлющей поддержке малого и среднего бизнеса. Ну, далее понятно. Будет большая-пребольшая программа. Презентация. Встречи предпринимательской общественности с… Потом последует вывод: а нужна ли такой большой-пребольшой корпорации работа с такими маленькими-премаленькими банками? Большая корпорация должна работать с большими банками.

Правда, большие банки не нуждались и не нуждаются ни в каких китах. Им не нужно страховать вклады — они же и так жутко надежны (про 1992 год забудем, все равно помнящие скоро вымрут естественным путем). Им не нужно фондирование для ипотеки и кредитования МСБ — придут сами в закрома и возьмут, сколько надо. Правда, потом им не нужно будет и само кредитование МСБ — а зачем? У трех «китов» была одна общая миссия — создание симметричных конкурентных условий. А зачем слону конкуренция? Его и так неплохо кормят… В китах нуждается только «планктон».

Так что детский вопрос «Кто кого переборет — слон или кит?» — действительно детский. Киты у нас как-то не приживаются. Наше национальное животное — слон. Наш слон — самый большой в мире. И зеленый. И сам себя страхует. Как сказал бы Кант, этакий «слон в себе».

P.S. Немного субъективного. Заодно с «переформатированием» трех «китов» российского банкинга как-то оказались немного в стороне от «мейнстрима» три очень симпатичных чиновника. Интеллигентнейший Александр Турбанов, отец-основатель самого института страхования вкладов. Молодой и энергичный Александр Семеняка. Доступный и доброжелательный Сергей Крюков, всем своим видом «дискредитирующий» имидж российского казенного менеджера. Российский казенный менеджер должен быть мрачен, неприступен и цедить слова так, словно уже третий день мучается жесточайшим запором. И выходить после пленарного заседания очередного форума не в общие кулуары, а в «вип-зону».

Я не говорю, что ДРУГИЕ — плохие. Просто ЭТИ были хорошие. И невольно напрашивается очередная неумная обывательская мысль: а почему именно ТАКИЕ перестают быть нужными государственному «слону»?


Bankir.Ru, 24 декабря 2015


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3751